Меню
12+

Сетевое издание "Вестник Каякентского района"

01.11.2019 15:01 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Зияраты Утамыша.

Автор: Камал Камалов
Источник: Пресс-служба администрации МР"Каякентский район"

Каякентская земля богата памятниками культуры. Одним из памятников старины, известных не только в республике, но и за пределами Дагестана, являются утамышские зияраты (захоронения суфиев). Зияраты 18 мусульманских святых в селении Утамыш давно стали местом паломничества, сюда ежегодно на поклонение приезжают мусульмане из разных регионов России.

Каякентская земля богата памятниками культуры. Одним из памятников старины, известных не только в республике, но и за пределами Дагестана, являются утамышские зияраты (захоронения суфиев). Зияраты 18 мусульманских святых в селении Утамыш давно стали местом паломничества, сюда ежегодно на поклонение приезжают мусульмане из разных регионов России.

В распространении ислама в Дагестане в 11-16 вв. суфизм играл значительную роль. Главная особенность суфизма – наличие культа, связанного с могилами святых. Такие захоронения суфиев (зияраты) стали объектами массового паломничества верующих. В Каякентском районе зияраты есть во многих селениях – в Алходжакенте, Башлыкенте, Гаша, Каякенте, но зияратов 18-ти шейхов нет ни в одном другом дагестанском селении. Народная молва гласит, что от утамышских зияратов исходит огромная духовная сила и благодать.

Утамышские зияраты, как объект материальной и духовной культуры кумыкского народа, насколько известно автору, малоизученны. Специальные работы по утамышским зияратам отсутствуют. Между тем, лежащие в утамышской земле святые – это люди, сыгравшие важную роль в духовном становлении нашего народа. Наш долг – помнить и знать об этом.

История Утамыша уходит вглубь веков. В интересующий нас период, XVI – в первой половине XVIII вв., Утамыш был административным центром «Утамышского султанства». В турецком реестре мусульманских владетелей Дагестана, приведенном в статье «Кумыки и их правители в османских (турецких) источниках XVI – первой половины XVIII вв.» автором статьи Алиевым К.М., значатся Владетель Кайтака Усуми («Kaytak Hakimi Usumi») и Халил-бек («Boybeglerinden Khalil Beg») – правитель Отемиша, резиденция которого находилась в селении Отемиш. По нашей версии, вышеназванным правителем мог быть отец уллу Алихана (род Гамринских карачибеков) Ибрагим-халил-бек, двоюродный племянник Султан Махмута Утамышского.

Изучение исторических памятников «Кешене Султан Махмут» и «Отемиш Халватлар» утвердило нас в предположении, что селение Утамыш в XVI – XVIII был не только административным центром, но и религиозным. В «Кешене Султан Махмут» (мемориальный комплекс) на кладбище «Ортавул» до наших дней сохранились могилы некоторых утамышских правителей (примерно, начиная с XVI века). Самая первая плита – могила Махди, там же могилы: Будайчи (год упокоения – 1687), Султан Махмута, Гичихана (сын Нуцала – год смерти 1750).

Кладбище, где покоятся 18 шайхов, жители Утамыша и близлежащих кумыкских селений называют «Халватлар», «Отемиш халватлар». Слово «халват» к нам, видимо, пришло с арабского языка. В переводе с арабского «халватия» означает «уединение». Такое совпадение наталкивает на версию о связи данного исторического памятника с мусульманским тарикатом «Халватия».

Тарикат «Халватия» основан шейхом Умаром Халвати в XIV в. Умар ал-Халвати родился в небольшом одноимённом селении, до сих пор существующем в Исмаилинском районе Азербайджанской Республики. Это историческая область Ширван. Умар ал-Халвати был первым среди ширванских шайхов Халватии. Умар ал-Халвати сформулировал свод правил для своих последователей, основанный на строгом индивидуальном аскетизме (зухд) и суровом затворничестве (хальва). В связи с тем, что Умар ал-Халвати придавал большое значение практике затворничества, этот тарикат стали называть халватией.

Историческое развитие братства Халватия подразделяется на два периода. Первый начался со второй половины XIV века и продлился до второй половины XVII. Это время зарождения братства в южных районах Северного Азербайджана, его распространения в Северном и Южном Азербайджане, во всем Иране, а также в Османской империи (в XVI в.). Второй период продолжался с конца XVIII до середины XIX века. Он характеризовался широкомасштабной деятельностью самого Халватия и различных его ответвлений в Османской империи, в арабских странах, в том числе и в Африке.

Одну ветвь братства Халватийа в Ширване возглавлял Йусуф Мускури Ширвани, (похоронен в селе Шыхлар Хачмазского района, там же могила сына – Мухаммада Амина) являвшийся потомком арабских переселенцев, прибывших из Мадины в Карабах, а оттуда в село Мускур в Кубе (историческая область Ширван).

Можно предположить, что тарикат Халватия, имевший широкое распространение среди тюркского населения, в XIV – XV вв. через Дербент начал распространяться и на Кумыкской равнине. Дербент тогда являлся владением шаха Ширвана Ибрагима I(1382–1417), который во внешней политике ориентировался на Тимуридов, идеологическую поддержку Тимуридам и их вассалам Ширваншахам оказывали шайхи тариката Халватийа.

Нужно заметить, вопрос о распространении тариката Халватия на территории Дагестана является малоизученным. Авторы статьи «Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.)» Хапизов Ш.М. и Шехмагомедов М.Г. отмечают, что ни в специальном исследовании азербайджанского ученого Машади ханум Неймат Алескеровой, ни в ряде других источников, посвященных тарикату Халватия, не приводится никаких данных о функционировании братства Халватийа на территории Дагестана. (Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.) // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 1. С. 70–81.)

Хапизов Ш.М. в статье « К вопросу об исламизации Сарира и личности Абумуслима ал-Хунзахи», говоря о распространении тариката Халватия в Нагорном Дагестане, ссылаясь на силсилы дагестанских шайхов Халватийа и, в частности, отмечает, что в одном из силсила, выявленных Ш. Шихалиевым, указаны «…Йахйа ал-Бакуви (ум. 1464), Йусуф ал-Мускури (ум. 1475),его сын Ахмад и после него шайх Ахмад аз-Зиригерани (упоминается в документе1553г., а так же в вышеуказанном списке суфиев, составленном в Гидатле в конце XVIIIв.), от которого иджаза была передана шайху Салиху из Кала-Курайша». (Хапизов Ш.М. К вопросу об исламизации Сарира и личности Абумуслима ал-Хунзахи // Вестник Дагестанского научного центра. 2017.№64. С.29.)

В рукописном свертке «Гьаза фи баян силсилат ал-машаих ва ал-къутб ад-дин..», обнаруженной у потомка утамышцев, проживающей в Теркеме (Мамайкутан), (исследован в 1996 году известным ученым Оразаевым Г.М.) указана генеалогия столпов ислама от Пророка Мухаммада вплоть до шейхов Дагестана. После изучения рукописи Оразаев Гасан Магомедрасулович сделал следующее заключение: «Перечислено 18 человек из Дагестана (но последнее имя не читается). Генеалогия дагестанских шейхов в данном списке берет начало от Ибн Абиль-Хашима ал-Мускури».

Сопоставив вариант цепочки (силсила) обнаруженный в Нагорном Дагестане с рукописью, исследованной Оразаевым Г.М., нетрудно заметить, что между этими двумя вариантами силсила после звена Агьмад аз-Зарагькирани идет расхождение. В рукописи «Гьаза фи баян силсилат ал-машаих ва ал-къутб ад-дин..», обнаруженной у потомка утамышцев (у Гусена сына Сакинат), после Тураб ал-Акъдами Агьмад аз-Зарагькирани список шайхов дан в такой последовательности:

1.Гъази Мугьаммад ад-Дагъыстани; 2.Шамсиддин ад-Дагъыстани; 3.имам Гьусайн ад-Дагъыстани; 4.Муса ад-Дагъыстани; 5.Гьажи ад-Дагъыстани; 6.шайх Гьажи Мугьаммад ад-Дагъыстани; 7.Имам Гьусайн ад-Дагъыстани; 8.Юсуф; 9.Гьажи Гиши; 10.Гьажи Абдуллагь ад-Дагъыстани; 11.Гъази Мугьаммад ад-Дагъыстани; 12.шайх Ильяс ад-Дагъыстани; 13.шайх Саид адад ад-Дагъыстани; 14.шайх Баба ад-Дагъыстани рагьимагьимуллагьу таала; 15.шайх Саид ад-Дагъыстани исмаллагьи; 16.шайх Бабат ад-Дагъыстани; 17. шайх Баба ад-Дагъыстани 18. (не читается).

Вышеназванные шайхи похоронены в селении Утамыш. Зияраты 17 святых находятся в Халватах, внутри здания под одной крышей. А зиярат 18-го шайха – рядом со зданием, и на надмогильной прямоугольной плите надпись на арабском: «Скончался шайх Ахмад сын Хусайн-хана в 1320г. (по мусульманскому летоисчислению)». По действующему летоисчислению – 1902-03г. Утамышцы зиярат называют Абдурахман пир, на наш взгляд, будет правильно называть согласно эпитафии на памятнике — пир шайха Ахмада.

В начале XX «уединение» для зикра в Халвате практиковалось среди муталимов утамышского медресе. Одним из таких муталимов был Кучаев Расул. По словам Малаева Магомеда (они с Расулом и другими алходжакентцами учились в Утамыше) Кучаев Расул ночами, дождавшись пока остальные уснут, уходил к Халватам и во весь голос делал зикр. Расул прожил 104 года, долгое время был в селении Алходжакент муллой.

В настоящее время ежегодно для коллективного зикра в Утамыш приезжают мусульмане из разных уголков Дагестана. Зикр в Халватах начинается 12 февраля и продолжается в течение 9 дней, 10-й день зикр проходит в селении Гаша на зиярате Багъатыр-ада.

Итак, проведенное нами исследование позволяет выдвинуть версию об Утамыше, как об одном из центров братства Халватия, откуда шло распространения Ислама. Самоназвание утамышских зияратов «Халватлар», рукопись на арабском языке, по которой видно, что силсила утамышских святых идет от шайха Агьмада аз-Зарагькирани (к нему, как известно, от Йусуфа Мускури Ширвани), количество святых, нашедших последний приют в утамышской земле, говорит о функционировании братства Халватия в селении Утамыш в течение длительного периода.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

61